Всегда помните телефоны горячих линий: 112; 01; 02; 03
С самой актуальной информацией о мероприятиях, проводимых в РФ по антитеррористической деятельности, вы всегда можете ознакомиться на сайте Национального антитеррористического комитета, Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму и Антитеррористическом портале России
На сайте «Лиги безопасного интернета» Вы можете подать жалобу официальным органам на экстремистские сайты или другие сайты содержащие противоправную информацию
ФЗ № 114 от 25 июля 2002 г "О противодействии экстремистской деятельности"
Федеральный список экстремистских материалов
Памятка по антитеррористической безопасности для обучающихся МБОУ ООШ № 19
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике экстремизма. Эффективность ее осуществления напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления.
Памятка для учащихся и их родителей
«Противодействие экстремизму»
Что такое экстремизм.
Основные признаки экстремистской деятельности:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Основные особенности экстремизма в молодежной среде.
Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Кто подвержен риску стать экстремистом.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».
Описывая обобщенный, собирательный «портрет» экстремиста, следует сказать, что его наиболее существенными чертами являются:
• предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач;
• стремление идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов;
• нечувствительность к чужой боли, страданиям и потерям;
• неприятие консенсуса;
• относительно невысокие показатели интеллекта;
• замещение моделей действий, основанных на знании, воображением.
Перечень основных прав каждого человека.
Для того чтобы не стать жертвой экстремистских организаций, необходимо помнить свои права, соблюдать и уважать права других людей.
Основные права личности:
• быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;
• чувствовать уважение к себе;
• принимать решение о том, как проводить время;
• просить о том, в чем есть необходимость;
• быть выслушанным и воспринятым всерьез;
• иметь свое мнение;
• придерживаться определенных политических взглядов;
• говорить «нет», не испытывая чувства вины;
• отстаивать свои интересы;
• говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;
• иногда терпеть неудачу;
• делать заявления, не требующие доказательств;
• получать информацию;
• иметь успех;
• отстаивать свою веру;
• придерживаться собственной системы ценностей;
• иметь время на принятие решений;
• брать на себя ответственность за собственные решения;
• иметь личную жизнь;
• признаваться в незнании;
• меняться (развиваться);
• выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;
• не нести ответственности за проблемы других людей;
• заботиться о себе;
• иметь время и место для уединения;
• быть индивидуальностью;
• не зависеть от одобрения других людей;
• самому судить о собственной значимости;
• выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;
• быть независимым;
• быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;
• не оправдываться.
Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его, облегчает решение проблемы профилактики экстремизма и воспитания толерантности.
Признание – это способность видеть в другом человеке именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную и административную ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Узнав о готовящемся преступлении экстремистской направленности или если Вы подвергаетесь физическому или моральному экстремистскому давлению вы должны и имеете право сообщить об этом родителям или в правоохранительные органы.
Инструкция
ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ СРОЧНОЙ ЭВАКУАЦИИ ШКОЛЫ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС
Эвакуация производится через ближайший и (или) наиболее защищенный от опасных факторов эвакуационный выход.
Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов:
·Тревога (включение звуковой сигнализации);
·Вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции;
·Эвакуация школы;
·Сбор всего состава школы в отведенном месте;
·Перекличка.
I. Тревога.
Любой человек, обучающийся или член персонала школы, при обнаружении ЧС должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о тревоге (пожарной или ЧС)- звуковое текстовое оповещение /(серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.
II. Вызов пожарной охраны.
О любом возникновении пожара (даже самого небольшого), при возникновении ЧС нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 101. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана директору школы
III.Эвакуация школы.
В случае подачи сигнала – учитель, находящийся в классе (ведущий урок), несет ответственность за обучающихся этого класса. Если сигнал прозвучал на перемене - ответственность за эвакуацию обучающихся из школы несет учитель, у которого будет урок по расписанию.
Свободные от занятий преподаватели и учителя, а также незадействованные в освобождении выходов из школы технические работники школы, быстро направляются к кабинету директора школы для получения указаний об организации экстренной эвакуации.
При невозможности забрать верхнюю одежду из гардероба, обучающиеся эвакуируются из школы без верхней одежды.
Порядок действий учителя при эвакуации:
1.Не поддаваться панике самому и успокоить обучающихся.
2. Потребовать от обучающихся полной тишины в классе;
3. Открыть двери учебного кабинета, выйти в коридор, не теряя из виду обучающихся, уточнить обстановку: нет ли задымления в коридоре, возможны ли вывод и эвакуация обучающихся. Определить в какую сторону двигаться (в соответствии с планом эвакуации)
4.Спокойным голосом объявить обучающимся об эвакуации, о цели и порядке построения, дать твердые указания на дальнейшие действия: портфели и личные вещи оставить на месте, напомнить о строгости соблюдения строя при движении по школе.
5.Если выход из класса безопасен - построить обучающихся в колонну по 2 человека перед дверным проемом учебного кабинета. В конце колонны поставить самых рослых и физически развитых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.
6.Убедившись, что в колонне находятся все учащиеся класса, закрыть двери кабинета (не на ключ!). Обязательно взять с собой:
-классный журнал,
- медицинскую аптечку,
-средства индивидуальной защиты,
7. Начать движение ускоренным шагом по школе, к ближайшему, наиболее безопасному выходу из здания.
8.Учитель следует впереди класса с классным журналом, поддерживая спокойствие и дисциплину. Выйдя к лестнице, обучающиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, не допуская, чтобы отдельные обучающиеся или целые классы обгоняли друг друга.
Примечание: Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалете, коридоре и т. п.), должны немедленно вернуться в класс или присоединиться к любому классу, начавшему экстренную эвакуацию. Покинув здание школы, обязательно присоединиться к своему классу, на безопасной площадке.
При задымлении :
1. Построить обучающихся цепочкой по одному перед дверным проемом учебного кабинета.
2. Выдать обучающимся средства индивидуальной защиты ( марлевые повязки), предварительно смочив их водой, для защиты органов дыхания. Для обеспечения полного контроля за эвакуацией обучающимся необходимо взяться за общую веревку, зафиксировав ее петлей на запястье руки.
3. В начале цепочки поставить самого рослого и физически здорового мальчика.
4.Убедившись что в цепочке находятся все обучающиеся класса, закрыть двери кабинета ( не на ключ!) .Обязательно взять с собой:
-классный журнал,
- медицинскую аптечку,
-средства индивидуальной защиты,
Начать движение ускоренным шагом по школе к ближайшему, наиболее безопасному выходу из здания. Учитель покидает класс последним и замыкает цепочку.
Примечание: Если коридор задымлен и выход из класса небезопасен, нужно закрыть входную дверь, уплотнить ее подручной тканью, открыть окно, решетку. Немедленно приступить к эвакуации обучающихся через окна.
Особенности эвакуации в зимнее время:
В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой. Если эвакуация экстренная - покинуть помещение без верхней одежды и по возможности укрыться в близлежащих домах. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику. Учитель, ответственный за эвакуацию обучающихся, убедившись, что все обучающиеся эвакуированы, составляет строевую записку и обеспечивает оповещение директора школы об эвакуации класса.
IV. Сбор всего состава школы в отведенном месте.
Покинувшие здание классы прибывают на школьную спортивную площадку или футбольное поле. Начальное место построения зависит от места выхода – основное здание школы или спортивный зал, а также от очередности эвакуации.
Учитель неотлучно находиться рядом с выведенными из зданиям обучающимися и выполняет следующие действия:
·определяет место построения класса в три шеренги, проверяет наличие обучающихся (в случае отсутствия кого - либо из обучающихся немедленно доложить об этом);
·оформляет строевую записку;
V. Перекличка.
Учитель выполняет следующие действия –
·докладывает директору школы о наличии и количестве в строю эвакуируемых обучающихся по строевой записке.