Главная » Файлы » Начальная школа » Вдовина И.В. (учитель начальных классов) |
03.03.2015, 10:24 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевая ориентация рабочей программы Настоящая рабочая программа учитывает особенности 3 класса. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат. Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас 3 класс» (М.: Просвещение 2014) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский [и др.]. – 4-е изд., М. : Просвещение, 2014. 2. Горячева Н. А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс /учебник для общеобразовательных учреждений / М. : Просвещение, 2014. 3. Горячева Н. А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 3 класс / рабочая тетрадь / М. : Просвещение, 2014. 4. Горячева Н. А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Уроки изобразительного искусства. 1–4 классы Поурочные разработки./ М. :Просвещение, 2014. Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство 3 класс». Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса: ·воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; ·развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; ·освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; ·овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи обучения: · совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; · развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); · формирование навыков работы с различными художественными материалами. В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой: ·рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы) (18 ч); ·декоративная работа (9 ч); ·скульптура (3 ч); ·восприятие произведений искусства (4 ч). Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Задача учителя – помочь ребенку научиться видеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства; обращается особое внимание на роль художников в жизни человека. В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий, представленная в табличной форме ниже. Характеристика деятельности учащихся В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: · доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан и т. д.); · элементарные приемы перспективного построения изображений – уменьшающихся в удалении реки, дороги, сознательное использование приемов загораживания; · начальные сведения о приемах росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана; · правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового. К концу учебного года учащиеся должныуметь: · выражать свое отношение к произведению искусства (понравилось или нет, что конкретно, какие чувства вызывает картина); · чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; · сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; · правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; · выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; · соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); · чувствовать и определять холодные и теплые цвета; · выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; · использовать особенности силуэта, ритма в полосе, прямоугольнике, круге; · творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев; · использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
Материально-техническое обеспечение Дополнительные пособия для учителя: 1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010. 2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение : Владос, 1994. 3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989. 4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Сварог и К, 1999. 5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологич. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991. 6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007. 7. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2009. 8. Изобразительное искусство. 1–4 классы : упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009. 9. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. 10. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта, конспекты уроков. 1–6 классы / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009. 11. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи / М. Ильченко. – М. : ИД «Грааль», 2002. 12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин [и др.]. – М. : Дрофа, 2004. 13. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе : учебник для студентов средних специальных и художественных факультетов педагогических институтов и университетов / В. С. Кузин. – М., 1998. 14. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. – М., 2005. 15. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1982. 16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методы его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. М. Сокольникова. – М., 2006. 17. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. С. Хворостов. – М., 1981. Интернет-ресурсы: ·Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki ·Единая коллекция ЦОР. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru ·Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru ·Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su ·Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org ·Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru ·Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru · http://moikompas.ru/tags/plastilin · http://www.vasnecov.ru Средства обучения 1. Наглядные пособия. Произведения изобразительного искусства: Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца. Бах Р. Памятник А. С. Пушкину. Белых А. Кострома. Бенуа А. Баба Яга. Билибин И. Иллюстрации к сказкам. Богоматерь Владимирская. Икона. Брюллов К. Автопортрет. Бучкин П. Углич. Первый снег. Васильев Ф. Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы. Васнецов А. Основание Москвы; Красная площадь начала XVII века. Васнецов В. Богоматерь с Младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба Яга. Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам. Ватто А. Голова молодой женщины в профиль. Врубель М. Натюрморт: подсвечник, графин, стакан. Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя. Герасимов С. Лед прошел. Гоген П. Студийные зарисовки. Горбатов Г. Новгород. Пристань. Грицай А. В Жигулях. Бурный день. Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской армии. Дубовской Н. Родина. Дюрер А. Крыло голубого зимородка. Ефимов И. Кошка с шаром. Жуков Н. Сестра и брат. Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина. Игошев В. Моя Родина. Иванов А. Ветка; Набросок коня. Каменский Ф. Молодой скульптор. Конашевич В. Иллюстрация к сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Коровин К. Москворецкий мост. Крымов А. Деревенский пейзаж. Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака. Куприн А. Зима. Москва. Левитан И. Гумно. Сумерки; Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь. Леонардо да Винчи. Наброски коня. Лиотар Ж. Шоколадница. Мане К. Портрет госпожи Гийоме. Микешин М., Шредер И. и др. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. Моне К. Скалы в Бель-Иле. Мочальский М. Псков. Мухина В. Рабочий и колхозница. Нарбут Г. Иллюстрации к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сказке В. А. Жуковского «Как мыши кота хоронили». Нисский Г. Подмосковье. Февраль. Орлов С. Сюжет из сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукову. Оссовский П. Московский Кремль зимой. Павлов С. Натюрморт. Петровичев П. Ростов Ярославский. Петров-Водкин К. Мать. Пикассо П. Мать и дитя. Пименов Ю. Новая Москва. Пластов А. Мама; рисунки животных. Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Московский дворик. Рафаэль. Сикстинская мадонна; Мадонна Альба. Рембрандт. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны. Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И. С. Остроухова. Ромадин Н. Жигули – моя родина; У сельсовета. Рудаков К. Иллюстрации к сказкам. Руднев Л., Абросимов П. и др. Главное здание Московского государственного университета. Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна. Серов В. Рабочие с тачками; Борзые. Синьяк П. Гавань в Марселе. Судейкин С. Натюрморт. Суриков В. Минусинская степь. Ткачев А.,Ткачев С. Матери; Отец; Дождик. Толстой Ф. Стрекоза. Тройон К. Отправление на рынок. Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья. Фирсов И. Юный живописец. Шевченко Т. У Киева. Шилунь Цзян. Полевые ирисы. Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи. Щедрин С. Берег Сорренто с видом на остров Капри. Эрьзя С. Женский портрет. Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень. Яблонская Т. Хлеб. Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров родного края. 2. Печатные пособия. ·Комплект таблиц. Искусство. Введение в цветоведение (16 таблиц). – М. : Спектр, 2007. ·Комплект таблиц. Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства (12 таблиц). – М. : Спектр, 2007. ·Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учебно-наглядное пособие для учащихся 1–4 классов (папка) / Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2009. ·Кузин, В. С.Художники в начальной школе : дидактическое пособие / В. С. Кузин, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010. 3. Модели и натурный фонд. ·Гербарии. ·Гипсовые геометрические тела. ·Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. ·Муляжи фруктов и овощей. 4. Информационно-коммуникативные средства. · Аудиозаписи. Классическая музыка. · Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : энциклопедия. – М. : Полезное видео, 2010. – 1 электрон. опт. диск (DVD). · Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] : мультимедийное УМК. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2009. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). · Овощи. Фрукты [Электронный ресурс] : наглядно-дидактический материал. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD). · Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : энциклопедия. – М. : Изд-во «1С: Мультимедиа», 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD). · Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс]. – М. : Изд-во «1С: Мультимедиа», 2010. – 1 электрон. опт. диск (СD). · Секреты живописи для маленьких художников (возраст от 4 до 10 лет) [Электронный ресурс]. – М. : Media 2000, 1999–2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM «Форма»). 5. Технические средства обучения. · Компьютер. · Мультимедийный проектор. · Экран проекционный. · Принтер. · Интерактивная доска. · DVD. · Музыкальный центр. 6. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.
| |
Просмотров: 469 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |