План работы социального педагога на 2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Объектом работы социального педагога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты-адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Социально- педагогическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально- педагогическая помощь детям, родителям, учителям.
В ходе социально-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребёнка определена достаточно ясно: родитель-ребёнок –учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Цель:
-социальная защита обучающихся их развитие, воспитание, образование.
Задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
-выявить индивидуальные качества личности ребёнка:
-оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
Направления:
-практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.
-социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у детей потребность в правовых, морально-нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребёнка.
-консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания
-социально – педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
1.сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
2.оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
Функции:
1.изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.
2.оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.
3.направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
4.охранять и защищать личность, её права, интересы.
5.создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся
6.организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
7.решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
8.способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Методы и формы:
-изучение документации;
-беседа;
-наблюдение;
-эксперимент;
-тестирование;
-анкетирование;
-анализ;
-консультирование;
-индивидуальная работа;
-групповая работа:
-диагностика;
Принципы:
1. доступность- возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
2. индивидуализация- индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
3.эффективность - ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;
4. многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;
5.оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
6.репрезентативность-представительство во всех социальных группах учащихся и учёт их интересов;
7.адаптация- ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
План работы социального педагога
на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п
|
Содержание работы
|
Мероприятие
|
Дата проведения
|
1
|
Общая диагностика контингента обучающихся
|
1.Составление социального паспорта школы
2. Тестирование учащихся «Чего я жду от нового учебного года».
3. Посещение на дому выпускников школы из числа, опекаемых с целью выявления их нужд.
|
Сентябрь
|
2
|
Социально-педагогическая поддержка вновь прибывших
|
1.Беседы с вновь поступившими детьми и их родителями.
2.Посещение родительского собрания в 1 классе.
|
Сентябрь
|
3
|
Социально-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся
|
Беседы со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
|
Сентябрь
|
4
|
Социально-педагогическая поддержка 5 классов
|
1. Тестирование учащихся 5 классов.
2. Проведение занятий по формированию толерантности в 5 классе.
|
Сентябрь
|
5
|
Работа с педагогами по развитию эмпатии и педагогической рефлексии
|
1. Организация творческих дел.
2. Выявление интеллектуального потенциала класса и работа по развитию детей.
3. Проведение месячника по ПДД «Внимание – дети!»
|
Сентябрь
|
7
|
Установление «педагогического моста» между учителями и родителями
|
1.Совместное посещение неблагополучных семей, беседы с родителями.
2.Посещение классных родительских собраний, тестирование родителей.
3.Профилактические беседы с родителями по поводу поведения их детей.
|
Сентябрь
|
8
|
Вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность
|
1.Беседы по индивидуальному плану.
2.Выступление на общешкольном родительском собрании.
3.Организация индивидуальных консультаций для родителей.
|
Сентябрь
|
9
|
Работа всех вспомогательных сил, структур, служб, по вовлечению детей в различные виды социально-полезной деятельности.
|
1. Антиреклама употребления наркотиков,
алкоголя и курения«Я выбираю жизнь».
2. Проведение «Интеллектуального марафона».
1.3. Проведение творческих работ в младших классах «Моя мама».
4. День Защиты прав человека. Проведение открытого классного часа «Я имею право».
5. Организация изучения на классных часах правовых документов.
6. Обсудить итоги анкетирования и спланировать цикл занятий по решению личностных проблем
7. Выявление потенциальных неуспевающих в 1 четверти учащихся. Вызов для беседы родителей. Организация индивидуальных учебных консультаций учащихся.
8. Занятия по социально-эмоциональному развитию с детьми разных возрастных групп
9. Изучение образовательной
среды на предмет
комфортности учащихся
«группы риска», «трудных
подростков» (эмоциональное отношение ученика к школе, учителям).
|
Октябрь
|
10
|
Определение степени удовлетворенности учащихся состоянием школьной среды
|
1.1. Выработка ученическим коллективом «Правил, по которым мы живём в школе».
2.Беседы в классах, анкетирование учащихся.
3.Обобщение результатов анкетирования с последующим опубликованием в общешкольной газете.
4.Проведение финала интеллектуальной олимпиады.
5.Проведение Совета Профилактики по результатам успеваемости в 1 четверти.
|
Ноябрь
|
11
|
Изучение состояния социокультурной ситуации развития детей в микрорайоне
|
1.Проведение творческих работ в 5-9 классах по темам «Самопознание и самореализация».
|
Октябрь
Ноябрь
|
12
|
Социально-профилактическая, просветительская, организационно-массовая, групповая и индивидуальная деятельность
|
1.1. Посещение классных часов «Против вредных привычек». Анкетирование учащихся, беседы.
2. Проведение внеклассного мероприятия «Я и закон».
3.Выявление потенциальных неуспевающих во 2 четверти учащихся. Вызов для беседы родителей. Организация индивидуальных учебных консультаций учащихся.
4. Проведение Совета профилактики.
5.Участие в массовых спортивных мероприятиях
|
Ноябрь
Декабрь
Февраль
|
13
|
Симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи
|
1.1. Посещение неблагополучных семей, беседы с родителями, выявление положительных моментов их жизни.
2.Организация индивидуальных консультаций для родителей совместно с детьми.
3.3.Занятия-тренинги «Умей сказать «Нет!» (по результатам проведённых опросов).
|
Декабрь
|
14
|
Подведение итогов за первое полугодие
|
1.Анализ проделанной работы.
2.Выступление с отчётом на педсовете.
|
Декабрь
|
15
|
Социально-педагогическая профилактика по минимизации негативного прогноза
( неуспешности) в учебной деятельности
|
1.Рейды по семьям педагогически запущенных детей.
2.Подведение промежуточных итогов конкурса «Лучший класс года».
3.Выявление потенциальных неуспевающих в 3 четверти учащихся. Вызов для беседы родителей. Организация индивидуальных
учебных консультаций учащихся..
|
Январь
Февраль
|
16
|
Социально-психологические мероприятия по формированию устойчивости к возможным стрессовым ситуациям во время проведения аттестации учащихся
|
1.Викторина для 9 классов «На пороге взрослой жизни».
2.Организация индивидуальных консультаций.
|
Март-апрель
|
17
|
Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска
|
1.Информация родителей об организации летнего отдыха детей группы риска.
2.Информация родителей об организации летней оздоровительной площадки на базе школы.
3.Опрос родителей о планах на летний отдых детей.
4.Составление предварительной заявки по летнему отдыху.
|
Март-
апрель
|
18
|
Трудоустройство выпускников, относящихся к группе социального риска
|
1.Выявление нуждающихся в трудоустройстве выпускников.
2.Организация помощи по трудоустройству подростков.
3.Отчёт кл. руководителей о прогнозах на летний отдых учащихся.
|
Март-апрель
|
19
|
Анализ социально-педагогической деятельности за прошедший год
|
1.Подведение итогов выполненной работы.
2.Выявление недоработок, коррекция плана работы.
3.Отчёт о проделанной работе перед администрацией школы. Обсуждение плана работы на следующий год.
|
Май
|
20
|
Составление плана работ на будущий учебный год
|
Составление плана на будущий учебный год с учётом недоработок прошлого года.
|
Май
|
21
|
Консультирование родителей по организации летнего оздоровительно-трудового периода
|
1. Письменное оповещение родителей о получении бесплатных путёвок в пригородные лагеря для их детей с получением расписок.
2. Организация оперативной связи с родителями.
|
Май
|
22
|
Разработка тематики родительских собраний и лекториев на новый учебный год
|
1.Разработка тематики классных часов.
2.Разработка тематики родительских собраний и лекториев на новый учебный год
|
Май
|
23
|
Обсуждение результатов работы на итоговом педагогическом совете
|
Отчётный доклад на педсовете об итогах проделанной работы.
|
Май
|
|