Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Включить версию для слабовидящих Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Файлы » Педагог-психолог

Профориентационное занятие для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".
[ Скачать с сервера (24.5 Kb) ] 21.10.2014, 12:10

Профориентационное занятие для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Педагог-психолог: Руднева В.Ю.

Цели:

1)дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

2)активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профтруда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Время: 45 мин.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Информационный блок

3. Практический блок.

4. Заключительная беседа

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Добрый день! Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Выбор профессии – дело серьезное».

 «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека.. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Существует несколько определений понятия «профессия». Согласно наиболее полному из них профессия - это ограниченный вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки (в развитом производстве – постоянной переподготовки), выполняемой за определенное вознаграждение (на современном этапе развития общества в основном – за деньги), дающей человеку определенный общественный статус и признание.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии (например, специальность врача – хирург, специальность учителя – физика и математика).

2. Информационный блок

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

- Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

- Кто пока не определился?

- Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии.

1.Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили  свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию».  Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный  выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

  Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью  специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно  ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

3.Практический блок.

Во всероссийском классификаторе профессий насчитывает около 9 тысяч профессий. Для того, чтобы лучше ориентироваться в мире профессий, целесообразно ознакомиться с их классификацией.

Наиболее известна классификация профессий по предмету труда, предложенная Е.А.Климовым. Она широко используется в профориентационной работе.

Предмет труда – это то, с чем человек имеет дело в процессе трудовой деятельности. По предмету труда выделяют пять типов профессий: «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек - художественный образ».

Классификация профессий по предмету труда

Наименование типа профессий, характеристика предмета труда

Подтипы, примеры отдельных профессий

«Человек - человек»

Предмет труда: люди, группы, коллективы, социальные процессы

1.Медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка, фельдшер).

2.Воспитание и обучение (воспитатель, учитель, спортивный тренер, дефектолог).

3.Бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант, парикмахер и др.).

4.Информационное обслуживание (журналист, библиотекарь, экскурсовод).

5.Защита общества, государства (юрисконсульт, адвокат, участковый инспектор, следователь).

«Человек - техника»

Предмет труда – технические системы, материалы и заготовки, энергия.

1.Создание, монтаж, сборка технических устройств (инженер-конструктор, радиомеханик, монтажник конструкций).

2.Эксплуатация технических средств (крановщик, инженер-технолог, швея, токарь, слесарь).

3.Ремонт технических устройств (электромонтер, слесарь-ремонтник).

4.Строительство (каменщик, штукатур-маляр, столяр-плотник).

«Человек - знаковая система»

Предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки.

1.Тексты на родном и иностранных языках (корректор, технический редактор, машинистка, делопроизводитель, переводчик).

2.Цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, кассир).

3.Чертежи, карты, схемы (чертежник, закройщик, штурман).

4.Звуковые сигналы (радист, телефонист, стенографист).

«Человек - природа»

Предмет труда - животные, растения, биологические и микробиологические процессы.

1.Изучение, анализ состояния и условий жизни растений и животных (микробиолог, гидробиолог, агрохимик).

2.Уход за растениями и животными (овощевод, животновод, лесник, зоотехник, садовод).

3. Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней (ветеринар, агроном по защите растений, врач карантинной службы).

«Человек - художественный образ»

Предмет труда – художественные образы, их части, элементы, свойства.

 

1.Музыка (композитор, музыкант, артист оперного театра, дирижер, музыкант-педагог).

2.Литература (писатель, журналист, редактор).

3.Живопись и скульптура (художник-реставратор, художник-оформитель, художник по моделированию одежды, дизайнер, скульптор).

4.Театральное и киноискусство (актер, режиссер, хореограф, театровед, кинооператор).

5.Прикладное искусство (резчик по дереву, огранщик алмазов, резчик по камню, ювелир, чеканщик художественных изделий, столяр-краснодеревщик).

 

Проводится диагностика учащихся с помощью методики «ДДО» Е.А. Климов. Обсуждение результатов.

4.  Заключительная беседа

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Найти себя- значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и  он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.»

Список литературы:

1.Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.

2.Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.

3.Мартынова А.В.»етодика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006

4.Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.

5.Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009

6.Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. – 2009

7.по материалам Интернет

 

Категория: Педагог-психолог | Добавил: internacionalnay19
Просмотров: 1385 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar